
Когда говорят про заводы Китая по производству буровых коронок, часто представляют конвейеры с тысячами одинаковых штамповок. На деле же даже в провинции Сычуань я видел мастерские, где до сих пор вручную подбирают угол заточки твёрдосплавных зубьев для геологоразведки в карстовых породах.
В 2019 году на выставке в Чэнду обратил внимание на стенд ООО Чэнду Цзитао Машиностроительное оборудование - их трёхшарошечные модели для мягких пород имели нестандартную схему промывочных каналов. Позже выяснил, что это результат работы их конструкторского отдела, который возглавляет бывший инженер с буровой установки в Синьцзяне.
Именно такие предприятия часто упускают из виду при анализе рынка. Хотя их годовой оборот редко превышает 50 млн юаней, но зато они готовы делать партии по 100-200 штук с модификациями под конкретный тип бурения. Помню, как для одного казахстанского заказника переделали хвостовики под станки Уралмаш - пришлось полностью менять технологию закалки.
Кстати, их сайт jitbit.ru сейчас показывает в основном серийные модели, но если написать напрямую - могут сделать под заказ даже коронки для арктического бурения. Хотя с последними были проблемы при -45°C - лопалися сварные швы на переходниках. Пришлось добавлять медные прокладки.
Большинство китайских заводов используют стали марки 42CrMo, но в Чэнду Цзитао для ответственных узлов берут 35CrMnSiA - дороже, но меньше деформация при термообработке. Хотя и это не панацея: при бурении в солёных пластах Каспия даже их коронки показывали износ на 30% быстрее расчётного.
Зато их патент на систему крепления шарошек с двойным уплотнением действительно работает - проверял на буровых в Оренбургской области. Песчаная взвесь убивает обычные подшипники за 50-60 часов, а эти выдерживали до 80. Хотя для непрерывной работы всё равно нужно менять каждую неделю.
Любопытный момент: они до сих пор используют ручную сварку для крепления опорных пластин - автоматика не обеспечивает нужной точности при сложной геометрии корпуса. Видел как мастер Ван за смену делает всего 12-15 заготовок, но каждая проходит ультразвуковой контроль.
Отгрузка партии в Россию обычно занимает 45-60 дней через порт Ляньюньган. Дважды сталкивался с тем, что морская вода попадала в упаковку - теперь требуем двойную антикоррозийную обработку. Кстати, ООО Чэнду Цзитао одна из немногих, кто не возражает против дополнительной инспекции перед погрузкой.
Их техдокументация иногда содержит неточности в переводах - например 'rock hardness' может означать и прочность породы, и твёрдость бура. Приходится уточнять по видеофону. Зато чертежи всегда соответствуют фактическим размерам - в отличие от некоторых производителей из Хэбэя.
Ценовая политика гибкая: для постоянных клиентов могут зафиксировать цену на 6-12 месяцев. Но в кризис 2020 года даже они подняли цены на 18% из-за подорожания вольфрама. Хотя сохранили скидки для тех, кто брал более 500 штук в квартал.
Для Западной Сибири их коронки с увеличенным межзубьем подошли лучше, чем немецкие аналоги - меньше забиваются глинистыми отложениями. Но при бурении в вечной мерзлоте Якутии пришлось дорабатывать конструкцию - стандартные модели давали трещины при вибрации в мёрзлых породах.
Инженеры Чэнду Цзитао тогда предложили экспериментальную модель с асимметричным расположением шарошек - снизили вибрацию на 40%, но пришлось пожертвовать скоростью бурения. Для арктических проектов такой компромисс оказался приемлемым.
Сейчас тестируем их новую разработку - коронки с телеметрическими датчиками. Пока стабильно работают только до глубины 1500 метров, дальше начинаются сбои в передаче данных. Но для разведочного бурения это уже прорыв.
Китайские буровые коронки - это давно не только про цену, но и про адаптацию под конкретные условия. Как показала практика, те же ООО Чэнду Цзитао способны оперативно вносить изменения в конструкцию - в прошлом месяце всего за 10 дней сделали партию с изменённым углом атаки для песчаников Прикаспия.
Их слабое место - всё ещё ограниченный ресурс при работе в абразивных средах. Хотя по соотношению цена/качество для глубины до 3000 метров альтернатив немного. Ямальские буровики, кстати, подтвердят - их коронки работают в 1.7 раза дольше индийских аналогов.
Собираюсь в ноябре к ним на производство - посмотреть как внедряют лазерную закалку опорных узлов. Если получится решить проблему с выкрашиванием подшипников в солёных environments, будет серьезный прорыв для шельфового бурения.